Главная Страницы учителей 1.Клюбина И.Б. Помощь по русскому языку 11 класс. Подготовка к ЕГЭ. Практика. Анализ текста ("ЗИМНИЙ ДУБ ")

Анализ текста ("ЗИМНИЙ ДУБ ")

Выполнить к 10.05.13

ЗИМНИЙ ДУБ

(1) Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начина­лась сразу на задах школы. (2)Едва они ступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. (З)Сороки и вороны, переле­тая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. (4)Но ничто не рождало здесь звука.

(5)Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в сто­роны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и ве­личественный, как собор, стоял дуб. (б)Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (7)Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8)Снег набил­ся в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (9)Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных че­хольчиках.

(10)— Так вот он, зимний дуб!

(11) Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что её тысячекратно повторенное изобра­жение глядит на неё с каждой ветки. (12)И дышалось возле дуба как-то  особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он веш­ний аромат цветения.

(13)Савушкин продолжал водить её по своему мирку. (14)Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (15)Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. (16)Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе луч­шей квартиры. (17)Анна Васильевна с радостным интересом всматри­валась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (18)Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие её уроки: как бедно, сухо и холодно го­ворила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

(19)И она-то считала себя умелой учительницей! (20)Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой чело­веческой жизни. (21)Да и где он лежит, этот путь? (22)Отыскать его не легко и не просто, как ключик от Кощеева ларца.

(23)Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия неболь­шую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учи­тельницу. (24) И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной, небогатой одёжке, сын по­гибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего. (25)Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.

(Ю. Нагибин)

1.  В каких предложениях выражена основная мысль текста?

1) 2, 12               2) 16, 18                3) 20, 22               4) 18, 24

2.  Определите стиль речи и тип текста.

1)  художественный стиль; все типы текста

2)  художественный стиль; повествование

3)  публицистический стиль; все типы текста

4)  разговорный стиль; все типы текста

3.  В каком ряду все слова, взятые из текста, имеют разговорную окраску?

1)  сшибать, чехольчики, одёжка

2)  шарик, зверьё, дорожка

3)  укутался, солнышко, мирок

4)  сыскать, тропинка, обламывать

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).

В1.Каким способом образовано слово беззвучия (предложение 2)?

В2.Выпишите из второго абзаца все причастия.

В3.Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыка­ние.

Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами

В4. Среди предложений 5 — 18 найдите предложение, в котором инфи­нитив является дополнением. Напишите номер этого предложения.

В5 Найдите в последнем абзаце текста предложение, осложнённое од­нородными членами и обособленными обстоятельством и определе­нием. Напишите номер этого предложения.

В6.Среди предложений 1 — 12 найдите сложноподчинённое предло­жение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7 Какое предложение во втором абзаце связано с предыдущим при по­мощи парафразы и вводного слова? Напишите номер этого предло­жения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, Bl — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности тек­ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу­щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В8. «Герой рассказа Ю. Нагибина Савушкин знакомит свою учительницу с миром природы, в котором он живёт, — со своим «мирком», как пишет автор. Зимний дуб и красота зимнего леса навеяли Анне Васильевне мысли о несоответствии красоты окружающей нас действительности тому, как мы выражаем свои чувства с помощью языка — «бедного, сухого и холодного» (предложение 18). В этом же предложении автор употребляет  . Художественное своеобразие текста создаётся использованием __________________   ( «дуб — старший собрат» в предложениях 5—6),___ ( «мириады крошечных зеркал»), многочисленными____, выраженными как творительным падежом существительного (в предложении 7), так и оборотами (в предложении 5) и придаточными предложениями (в предложениях 12,22)».

Список терминов:

1)гипербола

2) оксюморон

3)  ряды обособленных членов

4)  сравнения

5) фразеологизм

6) парцелляция

7) перифраза

8) контекстуальные синонимы

9) цитирование

Часть 3

Выполните задания по прочитанному тексту.

С1. В одном-двух предложениях сформулируйте главную проблему, поставленную автором текста.

С2. В четырёх-пяти предложениях связного текста прокомментируйте названную вами проблему.

СЗ. В одном-двух предложениях сформулируйте позицию автора по названной вами проблеме.

С4. Используя пять – шесть предложений связного текста, напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Приведите два аргумента (не более!) в защиту своей точки зрения.

09 Май 2013, 3106 просмотров.


Куратор сайта школы № 22 с начала его создания и функционирования - учитель информатики высшей категории Серёдкина Вера Михайловна

Научно-образовательный центр "Империя школ"
тел.: +7 (423) 271-73-44, 8-914-791-73-44
тел.: +7 (423) 271-73-66, 8-914-791-73-66
При поддержке "Образование Приморского края"

Адрес школы: 690005, г. Владивосток, ул. Светланская, д.207
Приёмная директора — 26-95-79
Кабинет зам. директора — 26-98-91
Факс — 26-95-79